<

Новые образовательные технологии во внеурочной деятельности (Щербакова Л.Г.)
[ · Скачать удаленно () ]13.03.2019, 10:20

Новые образовательные технологии

во внеурочной деятельности

Щербакова Лариса Геннадьевна, Волгоградская область, г.Волжский, МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №12, учитель начальных классов

Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, дополнительного образования детей.

Часто, для проведения внеклассных мероприятий, например при проведении математической викторины, необходимо подготовить много теоретического материала, в том числе и исторические справки, новые методы. Ученики сами подбирают теоретический материал под руководством учителя. В этом нет ничего нового, кроме тех средств, которыми могут в современном обществе воспользоваться ученики.

Речь не идет о том, чтобы оборудовать каждый кабинет необходимым количеством компьютеров и организовать учебный процесс только таким образом, чтобы учащиеся работали исключительно в сети или с компьютерными программами. Ни компьютер сам по себе, ни сеть Интернет, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Речь главным образом идет о другом - о включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной внеурочной деятельности.

Другой формой внеурочной деятельности для эффективного формирования ИКТ компетентности являются предметные дистанционные конкурсы, игры, которые способствуют развитию интереса школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий, повышению мотивации изучения данной предметной области.

Таким образом, учитель получил возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя новые технологии. Учитель может вовлекать учеников в поиск новых идей, материалов, актуальных фактов по заданной им теме, организовать дистанционные олимпиады, конкурсы, игры. Помимо совместных телекоммуникационных проектов во внеурочной деятельности обучаемые могут самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний в интересующей их области.

Тот, кто пробовал использовать Интернет-технологии, согласится со мной в том, что работа в Сети – процесс творческий, требующий больших временных затрат, именно по этой причине желательно использовать Интернет-технологии во внеурочной деятельности учащихся.Здесь можно выделить три направления:

1.Поиск и отбор теоретического материала (для рефератов, докладов, классных часов и т.д.)

Такой вид образовательной деятельности изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, ознакомление с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. В этом виде деятельности нет ничего нового, за исключением средств, которыми ученики могут воспользоваться в современном мире.

Поисковые услуги – это каталоги (с помощью которых находят объект – художественное произведение, песню, мелодию и т. д.), поисковые и метапоисковые системы (с помощью которых находят информацию об объекте). Наиболее распространенные поисковые системы – это yandex.ru, rambler.ru, google.ru.

Обычно поиск информации в Интернет осуществляется не с помощью одной услуги, а посредством нескольких услуг. На пример: требуется найти мелодию песни. В этом случае обычно используют поисковую систему для нахождения сайта, содержащего каталог с музыкальными произведениями, а за тем по каталогу ищут требуемую мелодию.

Каждая из поисковых систем осуществляет поиск только в какой-то определенной зоне Интернет, эти зоны могут совпадать. То есть если воспользоваться несколькими поисковыми системами, то вероятность найти информацию выше, но возможно появление одинаковых ссылок. Чтобы избавиться от такого дублирования, можно воспользоваться метапоисковой системой (на пример: metabot.ru).

Что же такое метапоисковая система?

Метапоисковая система - это поисковая система, осуществляющая поиск с помощью нескольких поисковых систем, каталогов и, иногда, осуществляющая поиск в так называемой невидимой (скрытой) зоне (собрание онлайновой информации, не проиндексированной традиционными поисковыми системами). Собрав результаты, метапоисковая система удаляет дублированные ссылки и, в соответствии со своим алгоритмом, объединяет результаты в общем списке.

Важно, что в отличие от отдельных поисковых систем и каталогов, метапоисковые системы:

не имеют собственных баз данных;

не регистрируют уникальные адреса сайтов.

Метапоисковые системы бывают четырех видов:

- "Реальные" метапоисковые системы, которые объединяют результаты на одной странице;

- "Псевдо" метапоисковые системы первого типа, которые группируют результаты по поисковым системам на одной длинной странице;

- "Псевдо" метапоисковые системы второго типа, которые открывают для каждой используемой поисковой системы новое окно;

- Поисковые утилиты - программные поисковые средства.

Не зависимо от вида, рационально использовать метапоисковую систему, когда требуется найти уникальную информацию или непонятный термин, или провести тщательный анализ какого-либо вопроса. Если же требуется поиск информации общего характера, то эффективнее использовать поисковые системы.

Файловый архив Интернет содержит в себе огромную массу информации, однако, не только полезной, но и вредной и не только для детей, но и для взрослых. По этому перед учителем ставится задача не только отслеживать отбираемый материал, но и организовывать процесс его поиска и отбора, если работа ведется в классе, а так же проводить консультационно-совещательную работу с родителями (если работа выполняется учащимся дома) по воспитанию культуры работы в Интернет у школьника. Зато, какие возможности открывает Интернет! От простейших определений в поисковых информационных системах до популярных статей в электронных журналах, до полноценных теоретических работ на разных языках – и все это не выходя из дома или компьютерного класса.

У человека есть только один невосполнимый ресурс – это ВРЕМЯ. Использование Интернет-технологий для сбора информации экономит время школьников для ее вдумчивого анализа и обобщения, формирует навык работы с поисковыми системами, школьники учатся обращаться с новой информацией, отбирать важные и актуальные моменты.

Это направление широко используется во внеурочной проектной деятельности учащихся.

2.Дистанционное обучение.

Методика применения возможностей и ресурсов Интернет во внеурочное время строиться исходя из специфики предмета. В этом плане массу возможностей предоставляет дистанционное обучение.

Само по себе дистанционное обучение – вещь тоже не новая, но благодаря интерактивности Интернет, смысл понятия дистанционное обучение изменился. В настоящее время под ним понимается активный обмен информацией между учащимся и преподавателем, а также между самими учащимися, используя в максимальной степени все доступные услуги новых информационных технологий.

Следует также отметить, что дистанционное обучение не является заменой общеобразовательной школы, а ее естественным дополнением и продолжением.

Основными целями дистанционного обучения являются:

совершенствование, пополнение знании учащихся в различных областях в рамках действующих образовательных программ;

получение качественного образования по различным направлениям школьных программ;

получение документа об образовании или повышении квалификации на основе результатов соответствующих итоговых работ (экзаменов, тестов и т.д.);

Существует достаточно большой спектр курсов дистанционного обучения для использования их во внеурочное время:

курсы дистанционного обучения для школьников по отдельным дисциплинам;

курсы, интегрированные с системой базового, углубленного, углубленно-профильного обучения;

курсы, интегрированные с кейс-технологиями (печатными учебными материалами, видеокассетами, дискетами, CD-дисками и т.д.)

Дистанционное обучение может оказаться полезным и для учителей, это:

способ повышения квалификации;

способ получения дополнительного или второго образования людям, уже имеющим среднее или высшее образование, независимо от их конкретной специальности;

обучение для людей, которые в силу различных обстоятельств вынуждены находиться длительное время дома и не имеют возможности получать очное образование;

обучение без отрыва от работы во время учебного года или от семьи во время отпуска.

Таким образом, дистанционное обучение может решить массу проблем, связанных с необходимостью получения образования или самообразования для многих учащихся и учителей.

3.Интеллектуальный досуг.

Для реализации использования Интернет-технологий во внеурочной деятельности школьников мало иметь соответствующие технические средства (подключение к Интернет), грамотно спланированную и организованную работу с Интернет-ресурсами, особенно важно заинтересовать в этой работе школьников, создать у них положительную мотивацию на познание и обучение. И, пожалуй, это наиболее сложная часть в процессе обучения. Не секрет, что многие учащиеся имеют слабую мотивацию на получение образования, и уровень этой мотивации снижается у большинства учащихся по мере их взросления. Не будем обсуждать причины этого явления, хотя возможно устранение причин и исправит ситуацию, однако отдельному педагогическому коллективу это не под силу, это проблема всей страны, всего общества в целом.

Чем же могут быть полезны Интернет-технологии в разрешении этой проблемы?

Во-первых, сама возможность поработать с Интернет привлечет ребят к внеурочной деятельности и создаст положительную мотивацию на выполнение запланированной работы.

Во-вторых, участие в научных объединениях и творческих конкурсах, проходящих в среде Интернет, может подтолкнуть школьников к самостоятельному или коллективному поиску информации по теме конкурса.

В-третьих, участие в предметных олимпиадах, также может подтолкнуть школьника к более углубленному изучению предмета, т.е. приведет его к дистанционному обучению (и не важно победит он в олимпиаде или нет, важно какой будет реакция на это событие в семье и в школьном коллективе).

В-четвертых, использование интерактивных обучающих программ и программ-тренажеров. Это очень мощное средство в создании положительной мотивации на учебу. Как правило, учащиеся воспринимают эти программы, как игры и относятся к выполнению заданий со всей своей детской серьезностью, ответственностью и собранностью. “Мне компьютер поставил пятерку!” - нет лучшей награды. Остаются довольны работой даже ребята, у которых были не очень хорошие результаты, и, надо отметить, таких были единицы.

Однако, при всей заманчивости использования Интернет во внеурочной деятельности учащихся, при всем его широком спектре возможностей и громадном информационном ресурсе следует помнить, что Интернет не панацея, не решение всех проблем (в том числе и образования), а лишь средство, инструмент для повышения эффективности образовательного процесса и, что наиболее важно, средство для повышения уровня мотивации учащихся на образовательную и творческую деятельность.  

 

Список использованной литературы:

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / Директор школы, выпуск 4, М.: Сентябрь 1996.

Гуманистические тенденции в непрерывном образовании взрослых в России и США: сборник научных трудов / Под редакцией Кларина М.В., Семенова И.Н. М., 1994.

Заир-Бек С.И. , Муштавинская И.В. Развитие  критического мышления на уроке. —  М.:Просвещение, 2004 г.

Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. —М.: Знание, 1989. -80 с. —Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №6)

Кларин М.В. Технолгии обучения. Идеалы и реальность. – Рига, 1999.-

Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В.. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. Вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат и др.; под ред. Е.С.Полат. – М. Издательский центр «Академия», 1999.

Образовательная программа – маршрут ученика. Часть 2. Под редакцией А.П. Тряпицыной . – СПб., 2000.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998.

http://planeta.tspu.ru/files/file/shcherbakova.doc (ссылка для скачивания)

 

Категория: Полезные статьи | Добавил: ТатьянаКлепикова
Просмотров: 612 | Загрузок: 124 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: